Мои статьи [17] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Формирование основ характера человека Известно, что любой организм в нашем мире обладает своим опорно-двигательным аппаратом, который позволяет ему устаивать и передвигаться в том пространстве, в котором этот организм пребывает. Аппарат этот не является чем-то самостоятельным, он подчинен, так сказать, душе этого организма. Нормальное соотношение составляющих этого аппарата – здоровье – обеспечивает нормальное функционирование всего организма. Подобным опорно-двигательным аппаратом обладает и наша душа. В книге «Творения» Петра Дамаскина в качестве основных её элементов (четыре добродетели души) указаны: - мужество – способность устоять в любой жизненной ситуации, готовность жить по заповедям Божьим при твёрдом уповании на благую волю Божью, - мудрость – способность двигаться, расти в сторону образа и подобия Божия, принимать решения богоугодные, а не сиюминутные, - целомудрие – подчиненность души, в т. ч. и мужества и мудрости, Богу, - правда – распределение, отдающее каждой из этих добродетелей поровну, то есть нормальное, гармоничное их развитие. В чём эта гармония заключается? Как в физическом организме человека, если костная ткань займет лишнее пространство или наоборот – станет слишком хрупка, то мы не сможем качественно передвигаться, так же и с этими добродетелями. Каждая из них находится между двумя крайностями: · Мужество – между боязливостью и дерзостью; · Мудрость – между безрассудством (не пользуюсь умом для определения своих поступков - получаю знания, но выводов не делаю, в жизни их для спасения души не применяю) и лукавым мудрованием (ум использую для того, чтобы оправдать свои грехи, то есть не для спасения души, а наоборот); · Целомудрие – между нечувствием сердца (равнодушие ко всему – никого не люблю, ничего не желаю) и невоздержанностью (потакаю всем своим желаниям); · Правда – между недостаточностью (недоразвитие основ характера) и излишеством (максимальная крайность развития основ характера). Об этих четырех добродетелях Петр Дамаскин говорит: «Они суть небесное», а о восьми крайностях – «Эти страсти суть земное». Зачем я сегодняшний доклад начинаю с преподавания основ православной психологии? Дело в том, что в определенном соотношении указанные восемь страстей во многом определяют современные образы ложной «женственности» и ложной «мужественности». Ответьте, пожалуйста, на вопрос, кого – классического мальчика или классическую девочку - я сейчас опишу? Боязливость, доверчивость, спокойное взирание на буйство в классе. Правильно, есть и мальчики такие, но чаще всего это портрет девочки. Другой портрет: склонность к неоправданному риску, дерзость и абсолютное непротивление своим стремлениям и желаниям и при этом всегда чувствует себя ни в чём не виноватым. Конечно, и девочки такие встречаются, но чаще этими чертами гордятся мужчины. Вспомните образ героя – на войне смелость до безрассудства, дерзкие вылазки в стан врага, а на «гражданке» - подруги да пьянки. На востоке это различие считают закономерным половым отличием, даже название придумали – инь и янь. В результате, в некоторых странах в средние века на законном основании женщин закутали в чадру (мужчина – свет, женщина – тень), лишили возможности получать образование (зачем им ум развивать – инстинктов хватит, отец или муж за неё все решит), сняли с неё ответственность за происходящее в мире (живи и бойся – от тебя же всё равно ничего не зависит). Россию участь эта миновала - своевременное принятие Православия значительно облагородило наш народ. Поэтому женский ум и женское мужество всегда воспринимались как образец, а не как исключение из правил («Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»). Хотя на высшее женское образование запреты когда-то и у нас были. Да и «обмороки» по каждому пустяку воспринимались как проявления истинной женственности. Понятия «мужской» и «женский» характер в смысле «самоуверенный и умный» и «нерешительная и мало смыслящая в жизни» бытуют до сих пор (иногда это проявляется в выражениях «мужик в юбке» и «баба в штанах). Конечно, отрицать нельзя, что есть особенности характеров, которые формируются в результате особенностей жизни, социальных ролей, предназначения. Так, необходимость общения с маленькими детьми делает женщин более нежными и эмоциональными, а решение боевых задач развивает в юношах решительность и готовность в любую минуту вступить в бой. Но основы характера должны оставаться в нормальном здоровом состоянии вне зависимости от пола человека. В противном случае нарушается полноценная жизнедеятельность и развитие души. А души пред Богом равны – и женские, и мужские. Поэтому за развитием и соотношением мужества и мудрости в характерах детей необходимо внимательно наблюдать. А они часто развиты очень неравномерно, причём неравномерность эта зачастую врождённая. Например, у меня в семье есть пятилетний Иван и двухлетний Пересвет. Пересвет умом не блещет, зато чуть что – идёт в бой: и кусается, и дерется, и орёт при необходимости. Выводов никогда не делает, бесполезно что-то объяснять. Ждём, когда подрастет - может, хоть тогда что-то понимать начнет. Однако он растёт, но умнеть не торопится. А зачем – ему и «нахрапистости» его хватает – дома четыре старших брата, двое родителей, которые всё сделают, лишь бы он орать перестал. То есть мужество его плавно перерастает в наглость, а умишко в результате отстает, так как он им просто не пользуется! Иван, напротив, парень умный – словарный запас огромный, читает с пяти лет, замечает всё вокруг и делает довольно грамотные выводы. То есть Бог Ивана умом явно не обидел. Однако он боязлив. Недостаток мужества он успешно покрывает своей мудростью, в результате голова работает всё лучше и лучше, а мужество становится всё бледнее и бледнее. Простой пример – мы завели щенка боксёра, а он детей кусать начал. Пересвет и внимания не обращает – сам щенка покусал, наорал, поборол. Пёс его уже как огня боится. А Иван чуть ли не на вы с щенком общается, всё объяснить пытается, что приличные собаки хозяев не кусают. Даю простое задание – сгони пса с кровати, так как жить он должен на полу. Пересвет согнал бы сразу, а Иван задумался на мгновение, потом мягкой игрушкой в морду ему потыкал, и отбросил её в сторону – пёс за ней на пол и спрыгнул. Иван с улыбкой нежной мне говорит: «Мама, это я так его прогнал с кровати!» Мне его и расцеловать за сообразительность хочется, и треснуть за трусость – он что, так и будет всю жизнь обходные пути искать? (но знаю – смелость страхом не воспитать). И как прикажете этих детей воспитывать, чтобы характеры у них нормальными стали – без перекосов? Если я не приму мер по их гармоничному развитию, то Иван очень скоро с помощью своего ума начнет управлять не только поведением щенка, но и поведением братьев, товарищей, знакомых. Причём так, что они и не заметят этого его влияния. Там, где он сам побоится что-то сделать, будут действовать они. А это может далеко завести – часто в тюрьмы попадают наивные исполнители, а настоящие преступники жируют и наслаждаются жизнью. То есть в нём может развиться так называемая подлость. А может и иначе получиться – такой как Пересвет запряжет своего умненького подчиненного работать за себя, он и будет с раннего утра до поздней ночи на работе вкалывать, для кого-то премии зарабатывать. А возмутиться перед начальством и не посмеет. Дома – перед женой – характер показывать будет. И то, если жена позволит. Некоторые пить начинают для смелости и самоуважения (кстати, собутыльники как раз о взаимном уважении и говорить начинают, когда до кондиции дойдут). Выбор широк, да что-то не привлекают меня ни одна из этих перспектив. Люблю я своего Иванушку, как любая мать хочу, чтобы он вырос и счастливым, и хорошим человеком, и потому я не имею права расслабиться и просто гордиться его успехами. Я обязана так обеспечить жизнь в своей семье, в которой не сможет комфортно чувствовать себя трус – даже если он очень умный. Ведь что пользы от видения правды, если поступить честно человеку трусость не позволяет. И не желающим думать головой агрессорам тоже воли давать не подумаю. В пять лет усажу за азбуку – и пусть только попробует укусить меня за это! Станем развиваться не только физически, но и интеллектуально. Но, напомню, мудрость – это не просто развитый ум, мудрость – это ум, приученный в любой ситуации принимать грамотные решения на основании исполнения Заповедей Божиих. Поэтому Воскресной школы ни один из моих детей не минует. Но это в семье. В школе обычно робких, но умных мальчиков изолируют от дерзких ребят, спасают от всякой неприятности. Они с детства привыкают презрительно, как к неполноценным, относиться к троечникам. Те, в свою очередь, как ребята дерзкие, реагируют соответственно. Учителя в наших школах разные, но те, что являются обладателями типично «женского» характера, справиться с учениками - представителями типично «мужского» характера - просто не могут, и реагируют боязливо: «Переведите их в другой класс, в школу, на домашнее обучение. Исключите их, проще говоря, каким-нибудь способом. Оставьте в нашем классе только тихих, робких и пассивных». А куда попадут наши исключённые? С такими-то характерами без педагогического окормления? В милицию, а то и в тюрьму, где царствует типично «мужской» (обратите внимание на кавычки) образ поведения? Вот и делится наше общество всё более и более чётко на так называемых (простите за выражение, но мне нечем заменить сейчас эти слова) на «ботаников» и «спортсменов», «лохов» и «гопников». Такие современные «инь-янь» получаются. Никто из них не лучше ни кого - по Петру Дамаскину и то, и другое - это крайние проявления отклонений от нормы. Ни истинного мужества, ни мудрости настоящей нет ни у тех, ни у других. К тому же наличие одного отклонения совсем не отрицает наличия другого. Часто встречается, что робкий перед начальством чиновник в домашней среде оказывается страшным деспотом. И что же, скажете вы, дадим девчонкам в руки автоматы, а троечников начнем учить по программе гимназических классов? Ответ прост. Автомат и мужество не всегда связаны между собой - современной девочке мужество крайне необходимо, хотя бы для того, чтобы выйти замуж за современного молодого человека, рожать и воспитывать с ним детей, совмещая всё это с получением высшего образования и карьерным ростом. В горящую избу войти, между прочим, легче. Поэтому поведение типа «визг при виде мыши» должно восприниматься как дурной тон, а не женственность. Девочки должны научиться брать ответственность на себя, тогда глядишь, и безотцовщины меньше будет – девочка не так станет зависеть от решения парня, который ей вдруг понравился. Троечников надо учить. Учить добросовестно, а не просто создавая видимость. Ну и что, что появятся второгодники! Ум, как и многие другие способности, развивается в условиях разумных нагрузок. Гимназистам необходимо обеспечить и спортивно-патриотическое воспитание, которое практикуют в кадетских классах. В тех и других классах целенаправленное духовно-нравственное воспитание – необходимая часть образовательного процесса, так как, напомню ещё раз: просто ум – это ещё не мудрость, а просто смелость – это ещё не мужество. Таковыми они становятся только тогда, когда они и развиты, и сопряжены с совестью и верой в Бога. У нас же процветает педагогический эгоизм. Политика государства сейчас такая – у кого ученики успешнее, тех и «подкормим». Вот мы и начинаем ум таких ребят, как мой Иван, развивать по максимуму (хотя он и так неплохо развит), пренебрегая всем остальным, а таких, как мой Пересвет (если я не смогу его к школе подготовить, конечно) – исключать. Пусть такими «органы» занимаются. А ведь высший педагогический пилотаж – это не тогда, когда вундеркинд олимпиаду выиграет, а тогда, когда посредственный «троечник» сможет уверенно сдать экзамены в институт, закончить его, стать нормальным специалистом и хорошим семьянином. Но эти успехи отследить намного сложнее, чем победы в олимпиадах. Поэтому, не обижайтесь, но школа нередко способствует тому, что характеры наших детей приобретают очень нездоровые черты. Конечно, за воспитание детей отвечают родители, но школа обладает огромным влиянием на подрастающее поколение – это невозможно отрицать. Поэтому и управлять этим влиянием необходимо. Почему всё это так важно? Вспомните притчу Иисуса Христа о семенах и почве (то есть о слове Божьем, которое сеется в сердце человека): Придорожная почва означает человека, который слышит слово, но сатана тут же похищает его - притча в этом образе показывает нам человека неразумного, не применяющего знания о спасении души в своей жизниэ Каменистая почва означает тех, которые с радостью принимают слово Божие, но, когда наступит скорбь или гонение за слово, сразу соблазняются - это люди, у которых проблемы с мужеством: в скорби дерзким терпения не хватает – бунтуют, ропщут, а боязливые в гонениях отступают. Тернистая почва означает тех, кто принял слово, но заботы века сего и обольщение богатством заглушили его, и оно осталось без плода - это о лукаво мудрствующих людях, которые слово Божие могут или толковать с выгодой для себя, или заглушить его собственными рассуждениями о святости. И только на плодородной земле слово Божие может принести плод – иное тридцать, иное шестьдесят, иное – сто. В другом месте Нового Завета Господь напоминает, что ветви, не приносящие плода, отсекаются и выбрасываются вон для сожжения. Все, кто работают с детьми – учителя, родители, сотрудники милиции – хотим мы этого или не хотим, являются педагогами. А буквальный перевод слова «педагог» означает «раб, который ведёт ребёнка к учителю». Мы обязаны так воспитать наших детей, чтобы слова главного Учителя – Божьи слова – смогли укорениться в их душах. Представляете, какая на нас лежит ответственность! Но чтобы в ком-то что-то воспитать, надо сначала сформировать это в своей душе. Давайте ещё раз рассмотрим основные составляющие души на примере нас – педагогов: · Педагогическая мудрость - знание того, что должно и что не должно делать в свете заповедей Божиих, принятие решений не для достижения сиюминутных личных выгод, а работа на долгосрочные перспективы, движимая любовью к Богу и ученику, а не к себе. Какие уж при таком подходе Президентские гранты? Если директор школы – человек амбициозный, то педагог ничего, кроме шишек, на свою голову с таким подходом, не заработает. Если директор человек мудрый – то все самые сложные ребята окажутся в классе этого педагога. Чтобы так работать, требуется немалое мужество. Итак, · Педагогическое мужество – крепость и терпение в трудах богоугодных и в искушениях; памятование о том, что каждого ученика – каким бы он ни был – нам послал Бог, и мы должны относиться к детям соответственно – хотя бы без неприязни и попыток избавиться от неугодных учеников. Набраться терпения, и трудиться, трудиться, трудиться, помня, что с иными детьми успех – не победа в конкурсе, а хотя бы тот факт, что этот ребёнок, когда повзрослеет, в тюрьму не сядет · Целомудрие – целостность души, при которой человек может удерживать себя в богоугодном поведении, не смотря ни на что, причём состояние души у него также будет оставаться богоугодным – ни равнодушия, ни ненависти, ни зависти, ни уныния, ни беспокойства… Мир в душе и чистая совесть. · Правда – и всё-таки ни в коем случае не будем впадать в крайности! Золотой путь – царский - всегда посредине. А для того, чтоб найти его – требуется мудрость. Ну вот, хоть с начала начинай! Как всё-таки в душе нашей всё взаимосвязано! И поэтому очень аккуратно, очень ответственно надо относиться к воспитанию наших деток! Возможно ли это в условиях соревнования за очередные гранты? В условиях непрекращающейся олимпиады (какое своеобразное слово – Олимп ада). Современному педагогу, который не потерял способность мыслить и прислушиваться к своей совести, который по-настоящему любит детей, уважает сослуживцев и родителей, приходится порой очень трудно. Часто такие люди вынуждены идти против течения, против большинства. Особенно трудно такому человеку, если он один. А если с Богом – то всё легко! Источник: http://Петр Дамаскин "Творения" | |
Просмотров: 552
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |