Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 03.08.2025, 02:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Экскурсия по храму "Путь к Богу - это путь к счастью"

Путь к Богу = путь к счастью.

(экскурсия по храму)

         Каждый год в городе Нягань в зимние каникулы проводится «Неделя природолюбия». В рамках этого мероприятия группы учащихся из всех школ приходят в храм святителя Алексия Московского на экскурсию. А проводить эти экскурсии – моё послушание. И потому вновь и вновь я встречаю шумную гурьбу ребятишек у порога храма и говорю: «Здравствуйте, как хорошо, что вы пришли!»

Ребята снимают свои курточки-шубейки и начинается экскурсия…

         - Солнышки мои, вот вы, как говорят, природолюбы. Тогда ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Вода – это живая природа или нет?»

         Поразительно, но подавляющее большинство школьников считают, что вода – представитель живой природы. А потому сопровождающие их учителя смущаются и подсказывают «правильный» ответ: «Вода – это природное вещество, а потому это природа неживая». Я улыбаюсь и учителям и учащимся и сразу стараюсь сгладить возникшую неловкость:

         - Учителя правы, но, наверное, не случайно в храме почти все экскурсанты начинают относить воду к живым существам. Ведь прямо перед нами сейчас находится бачок с какой водой?

         - Со святой!  – торжествующе сообщают в ответ дети.

         - Правильно. А чем она отличается от обычной воды – вкус такой же, запах и цвет – тоже?

         - Она освящённая! Она – живая! – наперебой отвечают ребятишки.

         Мы ещё немного говорим о святой воде и её свойствах и плавно переходим к тому, что при прикосновении благодати преображаются даже минералы, а что уж говорить о человеке!

         - Кстати, а что такое – человек? Чем он отличается, например, от крокодила?

         Этот вопрос уже потруднее. И ребята, и учителя умолкают и задумываются. Тогда я задаю наводящий вопрос:

         - Что для счастья нужно крокодилу?

         - Мясо! – хором отвечают дети, - и вода! И тепло!

         - А человеку?

         Дети вновь задумываются, а умудрённые житейским опытом учителя сразу начинают перечислять, загибая пальцы: «Питание, жильё, сердечный покой…» Кто-то из детей добавляет: «Деньги!»

         - Расскажу я вам историю одного француза. Его бросила любимая девушка, и он сильно переживал. Были у него и жильё, и еда, но покоя не было. Душа у него болела. А душа – это не палец и не хвост, таблетка не обезболит! И решил наш француз … утопиться. Пришёл на реку, на мост поднялся, вот уж через перила моста ногу перекинул, но сзади кто-то его вдруг по спине постучал: «Молодой человек, у меня к вам вопрос!» Оглянулся юноша и видит перед собой священника. Раздражённо просит батюшку не мешать, так как «доводы верующих его всё равно не остановять от самоубийства». Но батюшка перебил нашего героя:

- Я, молодой человек, не с этим вопросом. Скажите мне, пожалуйста, у вас деньги есть?

- Есть.

- Они вам «там» не нужны будут?

- Нет, конечно!

- Тогда вот вам адрес. Некая вдова очень нуждается в лекарствах для больной дочери, а средств у неё нет. Отдайте ей свои деньги, а потом уж и топитесь!

         Повернулся батюшка спиной к студенту и ушёл куда-то в парижскую ночь. А студень пошёл по указанному на бумажке адресу. И вот он в полуподвальном помещении. Один малыш в углу старым башмаком играет, в кровати кашлем заходится худенькая девчушка лет семи, подросток понуро сидит перед пустым столом. Бледная женщина вопросительно смотрит на вошедшего незнакомца…

         Студент отдал не только деньги. Он и шляпу, и плащ, и часы снял. Потом подумал, разулся и примерил свои ботини парню – чуть-чуть на вырост оказались. Но это даже к лучшему. И ушёл. Идёт под дождём, без плаща, шляпы и даже ботинок. Идёт и … улыбается. Он – счастлив! И топиться передумал!

         Что изменилось, ребята? Разве прибавилось у него еды, вещей и денег?  Разве девушка к парню вернулась и он обрёл душевный покой? Наоборот - у него же душа теперь всю жизнь за эту семью беспокоиться будет. Почему он в минуту стал счастливым? Откуда счастье берётся?

         Дети задумчиво молчат. Учителя молчат тоже. Я продолжаю:

         - Вы хотите быть счастливыми, узнать тайну человеческого счастья?

         - Да.

         -Тогда идите за мной, именно эту тайну мы и будем сегодня раскрывать.

         Иду вдоль периметра храма от иконы к иконе и у некоторых из них просто продолжаю разговор о счастье.

 

         У иконы Святителя Алексия Московского. Икона святителя Алексия Московского. Его именем назван наш храм. Что же это за человек? Он жил во времена монголо-татарского ига. Для счастья у него было всё – он же был боярского рода, крестником самого Ивана Калиты. Но однажды, когда он, будучи подростком, ловил птиц, услышал он глас: «Не птиц ловить должен, а людей к Богу приводить!»

Задумался юноша: «Зачем я живу, какой смысл во всём, что я делаю? Какая разница – богато одеваться или бедно, кашу есть или заливное? Ведь не этим человеческая жизнь ценна!»

- А я тоже об этом часто думаю, - перебил меня один из подростков, которого я в уме тут же окрестила Мыслителем.

- Это хорошо. Тебе сколько лет?

- Пятнадцать.

- Святителю Алексию столько же было, когда он, отказавшись от всех земных благ, ушёл в монастырь. Нелегко приходилось ему, но через долгие годы монашеского труда возложил на него Бог послушание Патриарха Московского и всея Руси.

         А в это время Золотую Орду возглавлял человек с пламенным сердцем – хан Джанибек. Были у него и власть огромная, и деньги, но не радовался он жизни – любимая жена (Тайдула) тяжело болела. Она ослепла и всё чаще случались у неё припадки (по описаниям историков эпилептические). Слепоту сейчас с помощью лазера лечат, и то не всегда успех гарантирован, а эпилепсия до сих пор является неизлечимым заболеванием. В те времена у молодой женщины шансов на исцеление просто не было. Но не могло любящее сердце гордого Джанибека смириться со страданиями любимой. Он приглашал и врачей, и шаманов, и жрецов…  Но всё было напрасно!

         Ребята, когда у вас что-то никак не получается, вы начинаете злиться? (- Да!) Вот и хан Джанибек в ярости дал слово, что если русский главный священник не приедет и не вылечит его жену, то Русь от уничтожит до последнего дома, до последнего человека. А хан Джанибек был человеком слова.

         Святитель Алексий что мог сделать? – он ведь не окулист и не неврапотолог. Он – монах. Его орудие – это молитва. С ней он в Орду и поехал. Когда был отслужен молебен и капли святой воды упали на Тайдулу, женщина исцелилась.

         А если бы не произошло такого чуда, ребята, что бы было? Была бы страшная война, в которой погибли бы ваши деды и прадеды и со славянской, и с монголо-татарской стороны. Вы бы тогда родилдись на свет Божий? (- Не-е-ет!). Видите как получается - когда-то подросток задумался о жизни, и вы через семьсот лет родиться смогли. Какой резонанс даёт жизнь одного только человека! А вы – думаете о жизни хоть иногда? Зачем мы живём? Неужели только для того, чтобы хапать побольше? Тогда мы хуже крокодилов – они наедятся и успокаиваются, а человек ни деньгами, ни славой, ничем насытиться не может! Наверное, не для этого он всё-таки родился.

 

У иконы Архангела Михаила. А вот икона Архангела Михаила. Иконы, ребятки, не рисуют, а пишут. Просто вместо букв и слов – здесь символы и цвета. Поэтому икона всегда рассказывает о чём-то священном для нас, будто окно в мир святости открывает. Икона и переводится как «окно». Если бы Архангела Михаила  просто пытались нарисовать, то не смогли бы – ведь это – ангел, бесплотный дух. Краской такого не изобразишь. А здесь мы видим крылья (ангел, значит), меч (сражается), красный плащ на плечах (красный цвет означает любовь к Богу и человеку). И вот у этой иконы я расскажу вам о первом в мире несчастье.

 Давным-давно – в начале – создал Бог небо и землю. Небо – мир невидимый, мир духов, ангельский мир. Ангелы были все разные, у всех было свое послушание. Один из них – Денница – должен был поддерживать порядок на земле и в космосе. Этот ангел был так прекрасен, что другие духи, видя его, начинали славить Бога.

(Вызываю из группы ребёнка, спрашиваю его имя и поворачиваю лицом к экскурсантам. Продолжаю рассказ). Вот, представьте себе, что у меня в классе есть Леночка. Я, всякий раз, когда вижу её, начинаю восхищаться и говорить: «Какую красоту Бог создал, какая замечательная девочка у нас в классе есть!» Леночка привыкнет к этому, и вдруг у нас в классе появляется новенькая (вызываю ещё девочку из группы и спрашиваю её имя). А новенькую зовут Танюша. И я вдруг Танюшу более Леночки возлюблю. Как по-вашему, будет Елена Татиану любить? (Дети хором: «Не-е-ет!»). А меня она будет после этого любимой учительницей считать? (Дети хором: «Не-е-ет!»). Так и с Денницей получилось. Привык быть лучшим ангел, возгордился. Когда Бог создал человека и возлюбил его больше других своих созданий, Денница был поражен в самое сердце, не могла гордость выдержать такого удара. Позавидовал ангел человеку и возненавидел и его, и Творца. Запомните, ребятки, эту очередность: из гордости всегда появляется зависть, а из зависти – ненависть. При этом они нередко рядятся в одежды справедливости и благородного негодования. Но они являются величайшим злом. Да-да, именно злом, тем, что не создавал Бог, но что появилось из-за превратного пользования добром.

Так Денница стал сатаной («сатана» с греческого значит «враг»).

- А я не верю, что есть сатана, - опять перебил меня Мыслитель.

- Дело хозяйское, не верь. Но на всякий случай, пусть недоверчиво, но всё же дослушай мой рассказ до конца. Может, в конце экскурсии что-то да изменится, - ответила я юноше и продолжила рассказ.

- Из зависти он сказал: «Буду как Бог, поставлю трон свой на небесах – пусть люди мне поклоняются!» - его же Бог поставил управлять космосом, вот он и возомнил, что он теперь тут главный, что он – вместо Бога должен быть для людей. И приступил к исполнению своего замысла.

 Он подговорил других ангелов против Бога и людей, и они образовали легионы бесов. На небе вспыхнула война между добром и злом.

Светлые силы возглавил Архангел Михаил – тот, кого мы видим на этой иконе. Светлые силы на Небесах победили. Там нет сейчас гордости, зависти, ненависти и других грехов. Но война эта не прекратилась. Сейчас она продолжается в сердце каждого из нас.

Бывают у вас случаи, когда вы сильно поссорились с мамой? Любовь к маме подсказывает вам, что надо подойти и извиниться, а гордость не позволяет. Что победит в вашей душе? – добро или зло?

Если никак зло из души уходить не желает, встаньте перед этой иконой и попросите Архангела Михаила о помощи – он обязательно поможет вам справиться с обидой, злостью, жадностью, завистью или другими страстями, которые захватили ваше сердце и причиняют ему боль. Это и есть состояние несчастья. Грех – причина наших бед!

 

     У распятия. После разговора у иконы Архангела Михаила пройдём немного дальше вглубь храма. Перед нами – распятие. Страшное место, называемое Голгофа. Деревянный крест с распятым на нём Христом. Спаситель измучен, но изображен не так, как нередко изображают Его на католических изображениях. Не провисает Его тело беспомощно на гвоздях – Он словно вознесен над миром и руки Его распахнуты для объятия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас. Возьмите крест Мой и идите за Мной. Бремя Мое легко и иго Мое – благо!». Кстати, «благо» - это и есть счастье. Значит, несение креста, даже если он тяжёл, - это счастье? Но как Бог может нам говорить такое? Он же Сам в помощи нуждается! Он же на кресте!

Чтобы понять это, оглянемся вглубь веков. Вспомним прежний наш разговор о появлении зла в мире и продолжим его.

 В прежние времена в сердцах всех людей побеждало зло, и потому все люди до единого попадали после смерти в плен к сатане, то есть в ад. Им было там очень плохо, ведь сатана ненавидит людей.

Бог, наоборот, людей любит, потому что Он есть любовь. И потому Он, чтобы спасти нас от этого плена, Сам стал человеком, родившись от Девы, стал учить людей, лечил их, совершал чудеса, чтобы они поверили Ему и стали спасаться с Его помощью. Но люди позавидовали тому, как много Он умеет, тому, что Он такой хороший. Если бы Он служил им, исполняя их греховные желания, они бы ещё смогли Его терпеть, но Он же говорил им об опасности греха, о том, что они не святые, а потому нуждаются в спасении. За то, что Он желал их спасти, говорил, что Он может это сделать потому, что Он  Сын Божий, они арестовали Его и приговорили Его к казни через распятие. Прибили к кресту гвоздями и оставили умирать.

Но Он не был поражен грехом, потому что даже во время казни не разозлился на людей, а молился за них Своему Небесному Отцу. Поэтому и смерть не смогла удержать Его. Он спустился в ад и вывел оттуда всех, кого сатана взял в плен, всех, кто ждал Искупителя.

Часто люди спрашивают, что это за череп с костями у подножия креста? Это голова Адама, которого никто не пытал, не заставлял грешить, а он всё же согрешил, нарушив Божий запрет на вкушение плода. Он захотел и лёгким путём стать «как Бог», и вкусненьким себя побаловать, удовольствие получить.

Ребятки, прошу вас, запомните на всю жизнь – лёгкий путь, нечестный путь – это всегда путь к беде, путь в ад. Нет несчастнее человека, которыё устремился в погоню за лёгкими удовольствиями жизни и не может остановиться!

Путь Иисуса Христа хоть и труднее, но это путь к воскресению, путь к вечной жизни. Путь к счастью. Каждый из нас, глядя на это распятие, должен решить для себя – куда идти: за земными сиюминутными радостями, но в царство смерти, или взять свой крест и пойти за Христом – в Царство жизни. Человек создан свободным, и потому каждый раз мы выбираем сами между Богом и сатаной. Кому при жизни служили, с тем и «потом» окажемся.

 

У места исповеди. А вот место, где люди исповедуются. Через таинство крещения Бог освобождает людей от власти сатаны, очищает их души от греховной грязи и у нас открывается возможность начать жизнь «с чистого листа». Но наши характеры, привычки и стремления остаются и после крещения прежними.  Мы продолжаем грешить, вновь пачкаются души и начинают болеть (вызываю из толпы ребенка, спрашиваю, как его зовут, поворачиваю его лицом к людям). Вот, посмотрите на Владимира. Какой замечательный молодой человек! Наверное, умывается каждый день, душ и ванну часто принимает. А представьте себе, что он вдруг два года подряд решил не мыться. Что с ним будет? Заболеет, язвами покроется, вши по нему поползут. Общаться с ним никто не захочет. Чистота – залог здоровья.

То же и с душой. Грешим каждый день, пачкаем душу, она и болеть начинает. То депрессия у нас, то невроз, то злимся на всех с утра, то беспокоимся без причины… И общаться с нами уже никто не хочет! Нервные мы слишком для этого стали! А ведь все болезни, в том числе и телесные, «от нервов»!

С чего надо начинать оздоровление души? – с очищения её от грязи, то есть с исповеди. Но не думайте, что после неё все проблемы сразу решатся и тоска, злость, лень куда-то исчезнут. С ними придётся бороться ещё долго. Но с Божьей помощью всё возможно. Усилия же для освобождения от греха необходимы – не случайно Христос предупреждал «Царствие Небеское силой берётся».

Как подготовиться к исповеди? Есть самые разные пособия, которые можно приобрести в любой православной лавке. Начинать лучше с исповеди, построенной по десяти заповедям Божиим. Почему? Объясню на примере.

Расскажу случай из своей жизни. Как-то раз я делала в своей квартире ремонт. Опыта у меня не было, правил техники безопасности я не знала, и потому стала штукатурить стены голыми руками – без перчаток. Через некоторое время обнаружила, что штукатурный состав очень сильно разъел кожу на руках. Очень долго они после этого болели, реагировали даже на слегка подогретую воду и любое прикосновение. В результате я была вынуждена всё время находиться в мягких перчатках. Сейчас уже они зажили, но шрамы остались на всю жизнь.

         Так и в жизни. Если мы по незнанию или сознательно не соблюдаем заповеди (правила техники безопасноти для души), то душа наша соприкасается с грехом, он её изъедает. Она из-за этого болит и раздражительно реагирует на самые лёгкие прикосновения. Поняли теперь, почему не может по-настоящему счастливым быть человек грешный, и что без Бога стать счастливым в принципе невозможно?

Только знайте, что хотя и становится легче на душе после исповеди, всё таки грешить по принципу «всё равно потом исповедаюсь!» нельзя. Конечно, душу можно омыть покаянием, раны её можно залечить Причастием, но шрамы порой остаются на всю жизнь – не оживить абортированного ребёнка, не вернуть годы загубленной молодости супруга или супруги, не переделать изувеченное детство собственных детей.

         Остается только каяться, стараться исправить содеянное (вернуть украденное, например) и просить Бога о помощи всем, с кем мы соприкасались в этой жизни.

 

У праздничной иконы. В ценре храма на аналое – высоком специальном «помосте» располагается та икона, на которой изображено событие или святой, память которого празднуется в этот день. А праздник, как вы помните, это всегда воспоминание о каком-то очень счастливом событии.

Вот у вас в семье празднуются дни рождения? (Да-а!) Церковь – это тоже семья. Бог – Отец, Пресвятая Богородица – матушка наша, православные христиане – братья и сестры во Христе. И в Православной церкви есть свои памятные даты.

Правда, порой люди недоумевают: «Как можно праздновать Успение Божией Матери или Усекновение главы Иоанна Предтечи? Они умерли – а мы радуемся?»

Чтобы понять правильно это явление, надо вникнуть в суть православного праздника. Помните, мы говорили о том, что в этом мире идёт нескончаемая борьба между добром и злом?

Святые – это люди, в сердцах которых грех не смог одержать победу над добром. Православный праздник – это всегда День Победы добра над злом. Поэтому он, даже если и со слезами на глазах, остается радостным событием в нашей памяти.

Да, святые – не бессмертны, из них кто умер, кто погиб мучительной смертью, но ведь это только телом. Души-то их живы! И эти святые молятся за нас! То есть на небесах, там, где теперь находятся их души, у нас появились новые молитвенники.

Праздничная икона особо отмечается каждым верующим, приходящим в храм. Как не принято заходить в чей-то дом без слова «Здравствуйте!», а уходить молча, не попрощавшись, так не принять заходить в храм и покидать его, не приложившись к праздничной иконе.

 

У иконы блаженной Матроны Московской. На иконе – слепая женщина. А сверху надпись – блаженная. Да как же так? – ведь блаженная – значит, счастливая. Интересно, есть у нас святые мученики, которые за мученичество свое канонизированы были, есть преподобные, праведные, святители – у них свои подвиги во славу Божию. А как можно канонизировать человека за то, что он был просто счастлив в этом мире?

Помните, мы говорили о том, что причина несчастья – грех. Значит, человек, в котором грех побежден, всегда будет счастлив несмотря ни на что! А сейчас я вам расскажу о «счастливой» жизни Матронушки.

Ещё до её рождения родители решили отдать девочку в чужие руки – не нужен был лишний рот в семье, не могли они прокормить ещё одного ребёнка. Счатливо жизнь её начиналась?  (Не-е-ет!)  Спасло одно – матери во сне птица дивная привиделась – с человеческим лицом, но без глаз. Когда родилась слепая девочка, не дерзнула мать отказываться от неё, не пошла против Бога. И началась жизнь Матронушки. Только было ли счастье в этой её жизни?

…Ребятам забавно было наблюдать – выберется ли слепая из ямы, если её туда столкнуть, найдёт ли дорогу из лесу, если её там одну оставить, догадается ли, кто её крапивой ожог или ударил? Тяжко приходилось девочке. Как вам такое счастье, привлекает? (Не-е-ет!)

Но не роптала, радовалась малому. В Церковь ходила, там утешительно ей было и чтение молитв слушать, и запах ладана вдыхать, и самой молиться.

Прошло сколько-то времени, заметили люди, что по молитвам девочки Бог щедро помощь и болящим, и голодающим подает. А сама она будто душой видит судьбы человеческие, совет дельный дать может в любой беде. И потянулись к ней со всей округи. Из обузы она для семьи в кормилицу превратилась, но рано радоваться было. Всем помогала, а себе – наверное, и не пыталась.

Мало слепоты, так ноги на семнадцатом году жизни отнялись. Добавилось ей счастья? (Не-е-ет!)

А тут революция случилась. Верить нельзя стало, опасно. Братья к Матронушке с извинениями подошли: «Уходи, родная, из дома – как бы беды на нас не навела!»

А как она пойдёт? – ноги не ходят, глаза не видят…

Хорошо ей было тогда? (Не-е-ет!)

Люди стали у себя её прятать поочереди. Так однажды она в Москве и оказалась. Много горя видела своими незрячими глазами, много горя слышала во время посещений её страдающими людьми. Молилась непрестанно о всех, сердцем переживая за каждого. Своего у неё ничего не было – ни еды, ни одежды, ни жилья, ни даже здоровья. Что подаст Бог через добрых людей, тому и радовалась. А ещё радовалась, когда видела, как Бог людям по её молитве помогает. Так и прожила всю жизнь – не о себе, а о других радостно заботясь. Сказано «Носите тяготы друг друга, так и спасетесь». Может, это и есть счастье? И не зависит оно от внешних условий? Ну и что, что ни здоровья, ни денег, ни жилья? Лишь бы с Богом быть и здесь, и «там».

Так ли мы живём? Как-то раз я своего шестилетнего сына спросила, что он хочет в подарок к празднику. Он всё перебрал – от машинки на пульте управления до сотового телефона - и ни на чём остановиться не смог. Ничто его не могло сделать достаточно счастливым! Всё у него уже было!  Наблюдала я за его метаниями и вспоминала другого шестилетнего мальчика – он умирал от рака кишечника и страдал от непрекращающихся страшных болей и одиночества. В его комнате больше минуты никто, кроме матери, не мог находиться. Запах там такой был. А мамка на двух работах работала, чтоб на лекарства хватало. Так вот его счастье было – когда мать даст ему таблетку от боли и сама рядом присядет.

Мальчики-девочки, запомните эту экскурсию, запомните этот рассказ! Вы стоите передо мной на своих ногах и не загибаетесь от страшных болей, вас дома ждут матери. Какие вы счастливые! Не обижайтесь на меня, я не ругаю вас и не воспитываю. Но как часто я вижу расстроенные материнские лица. Матери горюют о том, что не угодили ребёнку, купив ему просто сотовый телефон, а не «сотик с особо крутыми наворотами» и вместо благодарности столкнулись с истеричными попрёками. Как вы – подростки – в последнее время часто из-за пустяков режете вены, вешаетесть, пьёте горстями таблетки или уксус! С жиру же беситесь! Верно? (- Верно). А какой корень у слова «беситься»? (- Бес) Правильно! Так чьим образом и подобием мы становимся? Это ж сколько злости должно в сердце накопиться, чтоб мы беситься начали?

Скажите честно, кому нужен «крутой сотик» - душе вашей или вашей гордости? (-Гордости, конечно). Стоит ли её баловать, гордость-то нашу, если она для любви места в сердце совсем не оставляет. Гордость называют ещё матерью всех грехов. Чья мама вам лично дороже? Ваша или мать ваших несчастий? А мы родную маму обидеть готовы, если та гордости нашей как-то не потрафила!

У каждого человека, как и у святителя Алексая Московского, рано или поздно возникают вопросы о смысле жизни, о назначении человека. Святителю Алексию Московскому ангел хранитель подсказал правильный ответ, и он последовал ему – стал жить с Богом.  Не думаю, что это был простой выбор. Бесы ведь свои ответы на эти вопросы тоже предлагают. Они по-дружески хлопают по плечу вашу гордость и говорят: «Ты прав, жизнь действительно не имеет смысла, ты никому не нужен, и ты не пуп земли. Но на меньшее же ты не согласен, такая жизнь тебя не устраивает, ты же большего достоин. А чем быть несчастным, может, лучше не быть совсем?»

Распознавайте, ребятки, помыслы – от Бога они или от сатаны. Не верьте лукавому духу. «Не быть» человек не может, потому что душа его бессмертна. А «быть» хочется всё таки счастливым.

Посмотрите, ребятки, ещё раз на икону Матроны Московской. Она все нужды испытала, а потому их знает и понимает. Кроме, наверное, одной. Она не понимает, как можно быть несчастной. Но именно от этой беды попросите её вас избавить: «Святая блаженная мати Матрона, научи нас счастливыми быть! Пожалуйста!»

 

У иконы «Семистрельная». Наверное, это одна из самых страшных икон в нашем храме. Посмотрите – в сердце Богородицы нацелены мечи. Точно нацелены – не промахнутся. Почему икона написана именно так?

Когда на сороковой день Она с Богомладенцем на руках пришла в храм, Симеон Богоприимец предрек Ей, что оружие «прейдёт Её душу». Поэтому эту икону называют также «Симеоново предречение». И верно – жизнь Пречистой Богородицы была неимоверно трудна: бедность и жизнь на чужбине от того, что смерти Её единственного Ребёнка ищут сильные мира сего, возвращение на Родину и досужие толки о том, что Она дала обет девства, а Сама не соблюла его (от Иосифа ли Ребёнок – ведь и внешне не похож!).

Так - среди сплетен и насмешек - жила Самая Невинная и Чистая среди людей. Обидно, наверное, всё же было. Но страшнее оказался непрестанный страх за Сына, смерти которого сатана не переставал искать.

Представляете,  как ударила по Ней новость – Сын арестован, над Ним издеваются?!!

Что чувствовало Её сердце, когда Он на кресте, а Она – у подножия этого креста?

А после Его смерти? - у Неё ни дома, ни родни… Не случайно Иисус Христос с креста усыновил Ей Иоанна Богослова, чтобы Ей хоть жить было где.

Так жила в этом мире самая лучшая из людей… Куда уж нам, грешным, на земное счастье претендовать?

И всё же, если вам вдруг станет очень трудно из-за непонимания близких, из-за напраслин, возводимых на вас, из-за того, что чья-то могущественная жестокость угрожает вам, вашим близким и детям, вы встаньте перед этой иконой, вспомните жизнь Пресвятой Богородицы. Если обида ваша пуста, она просто исчезнет, если страхи ваши обоснованы, то молитва сама вырвется из вашего сердца: «Пресвятая Богородица, Ты же знаешь, как это больно и обидно! Умягчи сердца моих обидчиков, умягчи и мое сердце, в которое злость забралась, помоги нам, пожалуйста!»

И всё наладится. Не случайно эту икону называют ещё «Умягчение злых сердец».

Когда я провожу эту экскурсию перед детьми, я всегда рассказываю о том, как больно и обидно бывает мамам, если дети вонзают в их материнские сердца стрелы и мечи страха за задержавшихся где-то допоздна чад, когда грубят мамам и не слушают их. Один маленький мальчик задал мне в такой момент вопрос: «А почему мамы не могут сами вытащить эти мечи и стрелы из сердца?» Я присела перед нам на корточки, чтобы смотреть глаза в глаза, и сказала, что мечи эти заколдованные – их может достать только тот, кто сам их вонзил. И в свою очередь спросила мальца: «Как это можно сделать?» Он сразу же ответил: «Извиниться, обнять маму и никогда её больше не обижать! У неё же сердцу больно». И заплакал. Вот вам и факт умягчения детского сердца перед этой иконой.

 

У иконы святого великомученика Пантелеймона. Святой Пантелеймон родился в семье, где мать была христианкой, а отец – язычник. Мама часто его ещё совсем несмышлёнышем носила в храм, причащала Святых Христовых Таин. Но вскоре она умерла, и мальчик больше не бывал в храме. Воспитывался отцом. Когда подрос, юношу направили в языческую школу, а после – в ученики лекаря. Однажды Пантелеймон увидел православного священника, и чем-то родным дохнуло на него. Он познакомился с ним, узнал от него основы православной веры, научился молиться.

Когда лекарь говорил юноше приготовить какое-нибудь лекарство, Пантелеймон готовил его, обращаясь к Христу: «Боже, благослови, пусть лекарство это поможет больному!» Благословлял Бог по его молитве все снадобья, и вскоре пошла молва далеко за предела государства о том, что юный врач исцеляет даже безнадёжных больных.

Император, узнав о появлении удивительного целителя, потребовал Пантелеймона к себе, и спросил, как он лечит больных.

- С именем Иисуса Христа!

- Не смей и произносить это имя! Принеси жертвы нашим богам и станешь придворным лекарем. Будешь богат и счастлив. А если не отречешся от ложной веры своей, погибнешь мучительнейшей смертью!

Запомните, ребятки, эту последовательность. Почти всегда сатана начинает с предложения: «Согреши, и тебе будет хорошо!» Не верьте ему, ребята, он заманивает вас на путь беды. Если он такой добрый, то почему же при отказе грешить сразу же возникает другое: «Не согрешишь – плохо тебе будет!» И теперь не верьте. «Диавол» переводится как «клеветник». Бог свыше сил искушений не допустит.

Святой Пантелеймон был очень силен духом. Юноша безбоязненно исповедовал веру во Христа, именем которого лечил людей. Был подвергнут многодневным и мучительным истязаниям. Каждый вечер в ту страшную неделю палачи бросали его в темницу, будучи уверены, что до утра мальчик не доживет, но наутро всякий раз он был чудесно исцелен.

Спрашивают порой, почему же Бог попустил столь великие страдания святому Пантелеймону? Но муки его были не напрасны - многие люди, даже палачи - приходили к вере, видя страдания, стойкость в вере и чудесные исцеления святого.

В конце концов, Пантелеймону отсекли голову (305 год).

Но исцелять людей он и сейчас не перестал. Поэтому, если в семье кто-то заболел, или требуется сложное лечение, операция - не поленитесь, придите к этой иконе, вознесите святому Пантелеймону молитву о выздоровлении человека. Он, если будет воля Божия, обязательно поможет. Даже во время операций он порой незримо присутствует у операционного стола и направляет руку врачей.

Конечно, молитвы перед этой иконой гарантий выздоровления всё же не дают, так как многие болезни подаются нам для того, чтоб уберечь нас от грехов, чтобы спасти нашу душу. Например, рождается ребенок, а Бог видит, что быть этому человеку убийцей, если дать ему здоровье. И он попускает акушерке ошибиться, и мальчик становится инвалидом. Не сможет он убить никого после этого, но зато сможет читать, молиться, научится уповать на Бога. Так и душа спасется, и матушка его к Богу прибегать научится, и акушерка  вместо гордости и самоуверенности памятование о грехах своих иметь будет. Благ Господь, только мы не всегда об этом помним, а всё чудес требуем. Кстати, вы заметили, что и беды, и болезни человеку подаются во благо, то есть тоже являются счастьем, главное – Богу доверять.

 

У иконы «Неупиваемая чаша». На этой иконе Пресвятая Богородица протягивает нам Чашу, в которой Её Божественный Сын. Что это значит? Есть такое таинство – святое Причащение, во время которого христиане соединяются со Христом, с источником вечной жизни. В ветхозаветные времена человек, совершивший грех, должен был принести в жертву Богу ягнёнка. Вкушая от жертвенного животного, он примирялся с Богом. Таковы были правила до пришествия Христа. 

На стыке эр Сам Христос принёс Себя в жертву за грехи мира, сказав при этом: «Кто будет есть Мою Плоть и пить Мою Кровь, тот будет иметь жизнь вечную. Он будет во Мне, и Я в нём». И научил апостолов совершению таинства святого Причащения через особое освящение хлеба и вина. Как святая вода после освящения меняет свои свойства, так хлеб и вино во время главного православного богослужения – Литургии – превращаются по свойствам в Плоть и Кровь Господни, которых и причащаются христиане. Зачем причащаются? Как в ветхозаветные времена согрешивший человек через вкушение жертвенного агнца примирялся с Богом, так и сейчас согрешивший человек должен не только признать свой грех (исповедаться), но после исповеди должен примириться с Богом через вкушение Плоти и Крови Христа, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества.

На этой иконе – Чаша с Плотью и Кровью Христа. А протягивает её нам Пресвятая Богородица, которой эта Чаша далась огромными страданиями. Неужели мы оттолкнём её от себя, променяем её на бездумное прожигание жизни?

Только что мы с вами говорили о том, что иногда скорби и болезни даются человеку во благо, о том, что пережила Божья Матерь ради Христа, о том, как ради спасения людей принёс в жертву Самого Себя Иисус Христос. А ведь незадолго до крестной смерти Он просил Бога  Отца в молитве: «Если можно, пусть минует Меня чаша (участь) эта, но не как Моя воля, а как Твоя». Чаша (участь) эта Его не миновала, и Он не оттолкнул её от себя.

И мы не должны отталкивать от себя ту чашу (участь), которую Бог протягивает нам ради спасения наших душ. Даже если в ней горечь страданий. «Счастье», «участь», «причастие» и «чаша» – родственные слова. Именно в их взаимосвязи и спрятан секрет счастья. Испить без ропота чашу нашей жизни, даже если будет несладко, стать частью Царствия Небесного, а его принять в душу свою как часть себя, причаститься Христу и в таинстве святого Причащения и всей своей жизнью и душой – вот что стоит за словом «счастье». Кстати, таинство Причащения иначе ещё называют Евхаристией, или, по славянски, «благодарением». Если это слово буквально на русский перевести, то получится «счастьедарение». Вот и получается, что единение со Христом и обретение счастья – это одно и то же.

 

У канунника. В любом храме есть два вида подсвечников: на высокие подсвечники ставят свечи за живых людей (какому святому молитесь о человеке, перед такой иконой и ставите), а свечи за усопших ставят на так называемый канунник – низкий прямоугольный стол-подсвечник.

Попробуйте незаметно «подогореть» свою молитву – поднесите руку к свече. Горячо? А каково людям, которые умерли, но не попали в Царствие Божие? Вдруг они в аду? Вот уж несчастье так несчастье! (- Но для некоторых же это справедливо!) Не спорю, иногда случается, что умирает человек, которого все считают «нехорошим» и потому не хотят за него молиться.

У Ганса Христиана Андерсена есть сказка «Девочка, которая наступила на хлеб». Девочке-щеголихе подарили красивые туфельки. Она их очень берегла. Поэтому, когда она  несла каравай хлеба бабушке и на её пути оказалась широкая лужа, она положила каравай в лужу и встала на него ногой, чтоб уберечь башмачки от грязи. И провалилась в ад. Там ей было плохо долгие столентия. На земле люди рассказывали своим детям эту историю и дети делали правильные выводы: «Нельзя на хлеб наступать!» И лишь одна маленькая девочка, услышав эту историю, подумала не о каравае и не о плохом поступке, а о самой девочке. И заплакала. И помолилась о ней. И по этой молитве душа маленькой щеголихи обрела свободу и Царствие Небесное.

Ребятки, есть такая поговорка – «Нет несчастнее того человека, за которого никто не молится». А ещё говорят, что «как мы судим, так и нас судить будут». Мы сами не святы. За всех людей молитьься надо, особенно за умерших.

У любого из нас много есть усопших сродников. Никто не знает, где сейчас находятся их души. Но, если они попали в ад, им очень плохо. И надежда у них только на наши молитвы. «Оттуда» молитвы уже не возносятся к Богу. Помните об этом и каждое утро, хотя бы своими словами, просите Бога о своих родных и близких.

Вспомните того француза, с которого мы начали наш разговор. Он помог нуждающимся и душа его испытала радость жизни. Мы не всегда можем помочь, но помолиться о ближнем любому доступно. Вспомните о святителе Алексие, молитва которого даже на нашу жизнь повлияла! Вспомните великомученника Пантелеймона, который любое дело с молитвы начинал… Все святые – разные, но они все – добрые, все они – молитвенники, и все любили Бога и людей, забывая о себе. И все они были счастливы.

         А теперь можно я вам вопрос задам? Что человеку надо для счастья?

         (Дети наперебой: В Бога верить! Молиться! Людям помогать! А учителя молча с улыбкой на них смотрят).

         Наша экскурсия заканчивается, и я на последок вам желаю большого настоящего человеческого (а не крокодильего) чего? (- Счастья!!!) Аминь!

         Рябята задумчиво расходятся по храму – ставят свечи, что-то шепчут пред иконами, пьют святую воду… Ко мне подошёл Мыслитель. А лицо у него… измученное какое-то:

- Скажите пожалуйства,  у моей мамы 18-го числа год будет, как она умерла (экскурсия было 14.01). Я что должен сделать?

- Как маму звали?

- Лена.

- Она крещёная была?

- Да.

- Сам молись о ней, сорокоусты заказывай об упокоении, всех знакомых помолиться о ней проси. Я к себе в молитвослов её запишу.

Он ушёл за свечами. Как его зовут – я спросить не догадалась. Читатели, если кто-нибудь увидит эти строки, попросите Бога, чтоб помиловал Он рабу Божию Елену святыми молитвами её сына, как и всех  нас – молитвами наших детей.

Детки наши, детки. Впереди у вас (и у нас) – путь длиною в жизнь. Каким он будет – к Богу или от Него? Господи, помоги нам найти правильную дорогу и никогда не сходить с пути истины. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Чабина Л. Н.

Категория: Мои статьи | Добавил: Любовь (14.12.2013)
Просмотров: 1245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]