Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 04.08.2025, 04:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Православная семья

СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ:

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

 

Начну с того, что изложу православное учение о том, какой должна быть православная семья. Общеизвестно, что главой её должен быть мужчина, поэтому именно с мужской роли в идеальной православной семье и начну.

К  мужчине в Новом Завете предъявлены довольно жёсткие требования:

1.     «Муж для жены как Господь для Церкви». Как это понимать? Буквально! – Господь является Спасителем, долготерпеливым и многомилостивым - апостол Петр трижды отрекся от Христа, а Он лишь взглянул на него, не сказав ни слова упрека; люди унижали, избивали, распяли, убили Его, а Он спасал их, молился о них, не требуя в ответ ничего. Он сам был свят и через Свою святость освятил Церковь и по сей день освящает её, не взирая на наши многочисленные падения. Иоанн Златоуст, объясняя слова о том, что муж для жены как Господь для Церкви, предупреждает о том, что если мужчина будет суров к своей супруге, если он не будет слышать её просьб и обращать внимание на её слезы, то и Господь отнесется к нему также.

2.     «Муж должен воздавать честь своей жене, дабы не было ему препятствия в молитвах», - предупреждает и апостол Павел.

3.     Кроме того, на мужа возлагаются обязанности обращаться со своей женой бережно, как с хрупким драгоценным сосудом и любить её. А любовь, согласно апостолу Павлу, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит. Всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8). Бог есть любовь, а муж для жены, как Бог для Церкви.

4.     В отношении воспитания детей апостол Павел обращается опять же к мужчинам: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф,6, 4).

5.     Для жены глава – муж, для мужа – Господь. В какое сложное положение попадает порой женщина, муж которой помнит о своем главенстве над ней, но при этом не помнит о главенстве над собой Бога, руководствуется в семейной жизни не заповедями Божьими, а собственными амбициями, подавая детям пример безбожия, хамства и деспотизма. Потому и ограничено установление о власти мужа – «жена повинуется мужу, как прилично в Господе». Установление о главенстве мужа в семье - это очень серьёзное требование для мужа – с него Бог спросит за состояние дел в семье, за психологический климат, за воспитание детей, за то, насколько супруг руководствовался волей Бога в отношении своего поведения. Кроме того, от уровня развития мужчины во многом зависит и развитие женщины. Оглянитесь на историю – кто стал первым курить? – мужчины. А кто курит сейчас? Чьим целомудрием общество в первую очередь перестало дорожить? А сейчас и недевственные невесты, и неверные жены перестали быть редкостью.

6.     «Муж в поте лица своего добывает хлеб» - обратите внимание, это не единственная обязанность мужчин, а лишь одна из многих. Нельзя ею ограничивать роль мужчин в семье. Это очень негативно отражается на воспитании детей! А мы часто как – «отдай зарплату и молчи»!

Теперь о женщинах.

1.     Раз муж для жены как Бог для Церкви, значит жена для мужа – как Церковь для Бога. И вот здесь всех жён мира можно разделить на две категории. Помните, как люди встречали Христа, входящего в Иерусалим? Они все радовались, бросали цветы под ноги ослика, на котором Он восседал. Часть людей радовались оттого, что Сам Господь посетил их, другие – тому, что были уверены, что Он решит все их проблемы, освободит их от рабства, в котором израильсктй народ находился не одно столетие. А Он вдруг не стал свергать существующую власть и решать проблемы Своего народа. Он стал учить их. И большая часть населения, которая считала, что Бог должен служить им, а не наоборот, разочаровались в Христе, возненавидели Его и погубили Его. Так и жены – или они просто любят и идут вслед за мужем согласно его судьбы, или вечно требуют от супруга чего-то, а если супруг их требованиям не соответствует, разочаровываются в нем со всеми остальными последствиями. Церковь Христова пошла за Господом, была верна Ему до смерти. Тысячи святых мученически гибли за Него, не ожидая земного счастья и даже не стремясь к нему. Это и есть образец отношения православной женщины к своему мужу, каким бы он ни был.

2.     Кроме того, «жена да убоится мужа своего». Страх, как известно, бывает трёх родов: первый – страх раба или боязнь перед наказанием, перед насилием; второй – страх наемника или страх потерять награду; третий страх – это любовь, страх потерять любимого, страх причинить ему боль, обидеть его. В православной семье возможен только страх любви. Если б женщина боялась мужчину как объект опасности, она просто замуж за него бы не пошла (брак дело добровольное), брак по расчёту в юности редко встречается (юность слишком романтична для этого). Вот и получается, что «жена да убоится» это то же самое, что «жена да дорожит», «жена да любит»… А мы? Даже если Бог дарует нам такого мужа, какой был описан выше, мы же всё равно не сможем оценить его по настоящему и дорожить им, беречь его от своего дерзкого языка. По причине общечеловеческого падения мужья и жены даются нам далеко не идеальные, а для вразумления нашего, для спасения наших душ. Есть очень красивая притча. Как-то раз Иисус Христос с апостолами шли по Израилю и очень хотели пить. Было жарко. Они обратились к богатому старику. Но тот, вместо того, чтобы напоить жаждущих, лишь обругал их. Они пошли дальше и увидели девушку, работавшую в поле. У неё на весь день с собой был один кувшин воды. Они попросили пить. Она отдала им свою воду. Поблагодарив девушку, апостолы со Христом пошли дальше. Апостол Пётр спрашивает Господа:

-Эта девушка, наверное, будет счастлива в будущем?

-Нет, - ответил Иисус Христос, – она выйдет замуж за того старика и всю жизнь будет страдать.

-Где же правда Твоя, Господи?

-Надо же как-то и старика того спасать.

Терпением спасаем души наши, лишь претерпевший до конца спасется. А если терпеть нечего, как спасемся?

3.     Третье правило – жене не дозволено «властвовать над мужем» (1 Тим, 2, 9-12), но повинуется ему. Почему? Но ведь тогда сломается вся система богоугодной семьи. Семья – это организация. Раз спрос с мужа за состояние дел в семье, то ему и полномочия соответствующие. Если он обязанности свои выполнять не может, то они поневоле ложатся на женские плечи, но супруга в таких условиях не может выполнять женскую роль в семье. Вывод – повышение рождаемости в стране зависит не от пособий государства, а от правильного воспитания мальчиков, формирование в них семейных ценностей, хозяйственности, ответственности за женщину. А мальчишки наши убеждены, что «у девчонок своя голова на плечах должна быть и они за последствия их влюбчивости не отвечают».

4.     Отсутствие властных полномочий над мужем не превращает женщину в бессловесную рабу. Она вправе, а порой и обязана отстаивать и свои интересы, и интересы детей при необходимости. Она не считается человеком умственно неполноценным или интеллектуально ущербным по сравнению с мужем. Мудрый Соломон писал о хорошей жене: «Уста свои открывает с мудростью и кротко наставление на языке её» - жена не лишена права голоса, она обладает огромным влиянием и на супруга, и на детей, просто меньше ответственности и обязанностей социальных накладывает на неё Господь, так как индивидуальное назначение её – чадородие, то, что непосильно для мужчин. Рождение и воспитание детей – слишком ответственное дело, чтоб совмещать его с иными обязанностями. И это возлагает на хрупкие женские плечи и обязанности, и полномочия, с которыми мудрый муж просто не может не считаться. Вспомните историю Авраама и Сарры - Сарра, когда возникали проблемы с Агарью и Измаилом, не вступала с ними в конфликт, а шла к мужу и он решал её проблему. Когда Сарра увидела, что Измаил смеется над её сыном Исааком и поняла, что Агарь и ребёнок от Агари всегда будут относиться к Исааку не очень хорошо, она потребовала от Авраама изгнать их. Авраам засомневался, все-таки Измаил был его первенцем. И тогда ему явился ангел и сказал, чтоб он слушал Сарру, жену свою, «ибо в Исааке наречется тебе семя». Как же можно утверждать после этого, что женщина в доме – безмолвная раба?

5.     «Жена чадородием спасается» - не подвигами на производстве, не стоянием в храме, а чадородием. А ведь именно этим мы и жертвуем во имя земного благополучия. Но цель её жизни – не чадородие, а спасение души – такая же, как и у мужчины. В этом они абсолютно равноценны пред Богом. Просто послушания у них разные. О чадородии можно добавить ещё одно наблюдение. Я веду православную консультацию, и ко мне часто обращаются люди в расцвете лет (40-45). Молодые, здоровые, материально обеспеченные. Дети (обычно один-двое) к этому времени уже живут самостоятельно. И мои пациенты столкнулись с тем, что им скучно друг с другом, более того – они ненавидят своих «половин», страдают от личной депрессии и изводят супругов, буквально издеваются над ними. В поисках душевного комфорта ищут «любовь» на стороне, но от этого им становится ещё хуже. А как беспощадно они вмешиваются в семьи своих детей, не зная, куда деть незадействованную свою родительскую энергию! В результате дети прерывают с ними отношения и даже внуки не общаются с дедушками и бабушками! Смотрю на них и всякий раз думаю – подрастало бы у них ещё трое-четверо сейчас, им бы не до этого было. Сердце от нежности таяло бы, когда младшенький бы их с работы встречал. Бедные-бедные, хоть и обеспеченные!

 

Тот факт, что одна из сторон по какой-либо причине не исполняет своих обязанностей, не освобождает другую «половину» от послушания Богу. Поэтому оправдывать свое поведение неправильным поведением мужа или жены – бессмысленно. Очень показательна в этом отношении сказка о Снежной королеве. Вспомните, как маленькая любящая Герда спасала Кая, который смеялся над ней? Она ради его спасения отказалась и от комфорта царского дворца, и от вольной разбойничьей жизни, и от уютного домика доброй старушки. Когда она с огромным трудом добралась до Кая, он даже внимания на неё не обратил – собирал слово «вечность». Хорошо, что собрать не успел – горькими слезами растопила Герда гордое сердце любимого, и лишь когда он сам заплакал, открылись его очи. Но если бы Герда стала выяснять отношения и требовать от Кая признательности? Ни который бы не спасся! Вот и получается, что муж женой спасается, а жена мужем освящается. Кто-то в семье да должен стать терпеливым за двоих. Претерпевший же до конца – спасется.

Тяжек крест супружеский, особенно если один из супругов алкоголик или крайне гневливый человек, но Бог свыше сил искушений не допускает. А облегчать свой крест все-таки не стоит. Вспомните притчу: идут два человека и несут тяжкие ресты. Один идёт без остановки, а второй периодически останавливается и отпиливает от своего креста понемножку, облегчает свой путь. Дошли до пропасти. Первый перекинул крест через пропасть и перешёл по нему, а у второго креста не хватило.

 

И к мужьям, и к женам, и к бабушкам-дедушкам, отстаивающим свое родительское право на власть над взрослыми детьми, Господь говорит, что если кто хочет быть первым, тот пусть будет последним. Он Сам ничего не требовал от церкви Своей, а служил ей до крестной смерти, ученикам Своим ноги омыл, показывая им личный пример первенства. Борьба за власть в семьях – это служение сатане, это результат нашей гордости, а не любви.

 

Есть и ещё один нюанс в православной семейной жизни. Многих он буквально повергает в ужас – в периоды постов (их продолжительность бывает от двух недель до двух месяцев), в периоды праздников, в период, когда супруга беременна, муж к ней как супруг прикасаться не может. Многие боятся таких испытаний мужской выдержки, но напрасно. Супруги, которые часто недоступны друг для друга не по своим прихотям, а по послушанию Церкви, не раздражаются, а открывают друг друга с новых сторон, их общение становится духовно богаче, в конце концов они до старости остаются желанными друг для друга. Супружеская неверность – следствия пресыщенности, а не неудовлетворенности. Муж беременной женщины, испытывая своеобразные тяготы своего годового воздержания, соучаствует в её состоянии беременности, проявляет свое мужское начало в отношении к ней с позиций заботы и нежности, повышенного интереса к самой беременности. И уж поверьте, с большим нетерпением ждёт появления младенца. Регулярное воздержание от супружеских отношений в течение постных и праздничных суток среди недели, во время подготовки к таинству Причащения оберегает женщин от слишком частых беременностей, позволяя им восстановить здоровье между родами без искусственных и далеко не безвредных как для тела, так и для души способов контрацепции.

А если во время поста один из супругов вдруг начнёт проявлять блудные наклонности, то на исповеди он обязательно скажет священнику о таких мыслях. Борьба с грехом, в результате, начнется вовремя, не тогда, когда он уже обретет власть над душой. А если пост такой для пары непосилен, то мудрый священник благословит и ослабить его, но полностью не отменит.

 

Дети, в свою очередь, подчинены родителям и от того, насколько они почитают их, зависит их долголетие, здоровье и счастье. Это обетование Бог дал в пятой заповеди Закона Божия и в этом – секрет будущего счастья детей. А если учесть, что яблочко от яблони далеко не катится, то благочестие детей определяется благочестием родителей. Потому воспитание детей начинается с самовоспитания. Некоторые православные супруги, опираясь на слова «жалеющий розги не любит сына своего», пытаются воспитывать детей битьём, забывая, что в гневе этого делать нельзя, что этот метод воспитания – мера крайняя, когда всё остальное не помогает. А что из остального они пробовали? Наказывать – это учить, а не бить! Надо правильно читать слова. По тому, как дети относятся к родителям, строится их отношение и к Отцу Небесному. Как они смогут Его любить, если для них отец – это только источник опасности, а не любящий, всепонимающий и отзывчивый папа?

 Часто говорят, что общение с отцом особенно важно для мальчиков. Как посмотреть, как посмотреть… Конечно, мальчикам очень важен пример отца, но как девочка сможет уважать своего мужа и тем более повиноваться ему, если она папу и дома-то не видела?

 

Вот такими должны быть отношения между супругами согласно православного учения о семье. Если б так всё и было, жизнь на свете белом была бы легка и прекрасна. Но современные православные супруги, как и все люди, поражены грехом и часто религиозно неграмотны. Поэтому они все сказанное сейчас каждый толкует в свою пользу, требуя святости не от себя, а от супруга (супруги). И жизнь в этих семьях нередко из рая превращается в ад. Я веду православную консультацию и иногда в ужас прихожу от того, что творится порой в современных семьях, где супруги оба православные и стараются построить семью по православным канонам. Вы удивитесь, но мужчины нередко просят меня, чтоб я объяснила их женам, что милицию вызывать – грех, что муж имеет право избивать до полусмерти жену и детей, ссылаясь на установление «жена да убоится…». Они искренне считают, что небитая жена бояться просто не способна, а значит, не будет соответствовать библейским требованиям.

Некоторые свою супругу, которая в чем-то перед ними провинилась или о чём-то должна попросить его, заставляют встать на колени и умолять о прощении или выполнении просьбы лишь потому, что «муж для жены, как Господь для Церкви». То есть из лучших намерений эти люди не пример с Господа берут, а сами из себя строят Бога в семье – Церковь Богу молится и на коленях в грехах кается, вот и ты передо мной так себя веди. Сам из себя кумира творит.

Жены, в свою очередь, ссылаясь на Священное писание, усиленно стараются полностью превратить супруга в своего раба, забывая, что властвовать над мужьями запрещено, что надо удерживать любой ценой язык свой от зла и помня лишь о том, что с женщиной надо обращаться как с сосудом драгоценным и воздавать женам честь. Откуда всё это?

От безграмотности! Религиозная безграмотность, помноженная на гордыню и религиозное рвение, дает ужасающий фанатичный деспотизм. И что с этим прикажете делать? Как в современных условиях развивать православную культуру в людях на уровне семьи? Без учёта особенностей современных семей это сделать невозможно. А какая она – православная семья 21 века?

Она значительно отличается от прежних патриархальных семей. Раньше все жили вместе, вели домашнее хозяйство общими усилиями. Самый тяжелый труд ложился на мужа, полегче – на жену, остальное – на детей и стариков. Каждый был при деле, молодёжь перенимала опыт, в том числе и опыт веры, от старших. Но развивались товарно-денежные отношения, обществу были нужны рабочие руки и деньги, в результате мужчина ушёл из семьи на заработки. Некоторые просто не вернулись. Многие гибли в войнах, разжигаемых из-за жажды наживы.

В результате на женщину навалилось два креста – и женский, и мужской. Мужской переложить не на кого, она стала облегчать женскую судьбу, то есть стала меньше рожать.

Жизнь общества стремительно развивалась в пользу роста материального благосостояния, поэтому денег семье требовалось всё больше и больше. В результате на заработки вышла и женщина. Но чтоб эффективно работать, возникла необходимость получения женщиной профессионального образования, которое значимо социально, ни никак не внутрисемейно. На самые значимые годы становления женской личности (от 17 до 30 лет), которые изначально, в силу женской природы, предназначены для создания семьи и деторождения, дополнительно навалилась ещё и нагрузка по получению образования и становления карьеры и профессионализма. Женщина вынуждена трудиться наравне с мужчинами. А рождение и воспитание детей – лишь в оставшееся время, урывками или в ущерб своим производственным обязанностям, что не поощряется ни в какой организации.

А с кем же дети? Они были переданы в общественные учреждения. И учреждения взяли на себя не только образовательные и содержательные функции, но и функции воспитания. Дети в этом нуждаются.

Раньше в школах преподавали Закон Божий. Потом в России была богоборческая революция, педагогическое влияние приобрело пусть безбожные черты, но оно было (вспомните деятельность октябрятских, пионерских и комсомольских организаций, бесплатные кружки и секции).

В конце прошлого века мы перестроились, от идеологии отказались полностью от любой и функции воспитания в полном объёме вернули семье. Родителей и детей при этом в семью не вернули, ценности морально-нравственные по-прежнему извращены, как и кого можно воспитывать в таких условиях. Мы повышаем техническую грамотность, изучаем литературу в школах, усиленно готовим детей к самым разным олимпиадам, забыв, что педагогика – это не спорт, а наука о детях. А о передаче детям знаний законов жизни забыли полностью.

Вот и растут вместе с нашими детьми: и процент разводов, и молодёжная преступность, и проституция, и подростковый суицид, и беспризорность. И семья справиться с этим не сможет без школы, и школа в одиночку не справится с этим, пока не будет восстановлен в двух-трех поколениях пласт знаний семейного уклада. Семьи, которые пытаются путём религиозного самообразования быстро решить внутрисемейные проблемы, впадают в такие крайности, что жутко становится. Где выход?

Кроме того, у меня есть немалый страх просто даже за себя. Когда я готовлюсь к исповеди и читаю Покаянный канон, меня особенно тревожат слова о том, что на Страшном Суде все «в своем чину встанут» - девы и священники, цари и пророки. Где встанем мы  – педагоги и родители? Что если девочка, погибшая в блуде, или подросток, добровольно ушедший из жизни, закричат на этом суде: «Господи, но мы же не знали, нам же никто не объяснял!» И Бог посмотрит в нашу сторону. А мы – что скажем? Что мы ни при чём и что во всем семья виновата? Что наши обязанности заключались в том, чтобы детей к олимпиадам, а не к жизни готовить? А как мать, что я скажу в свое оправдание? Что мне некогда было, что я на школу надеялась?

А ведь дорога в ад и начинается с того, что мы  помним о чужих обязанностях, видим чужие грехи и не помним о собственной ответственности. Дорога же в рай начинается с покаяния и исправления себя, а не других. И пути эти берут свое начало в сегодняшнем дне и для родителей, и для педагогов. Там где супруги так начинают жить – там семья становится православной в любых жизненных условиях. Надо только не отворачиваться от её проблем и не пытаться переложить их на плечи друг друга.

Кроме того, Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете творить ничего».  Не прячьте детей от влияния Церкви! Просите помощи непосредственно у Бога, у Его Пречистой Матери, у всех святых – они не бросят в беде, они не оставят без помощи. Но и всё за нас делать тоже не будут. Надо самим непрерывно трудиться, И делать это беспощадно к своим грехам – ведь это не мы, а наши гордость, лень, бессильная ненависть и другие грехи, страсти, пагубные привычки страдают, когда им не дают развернуться в полную меру и испортить нам и нашим близким жизнь. Грехи нас не щадят – зачем мы им потакать будем? Тем более, что от этого страдают наши же ребятишки, за которых мы и жизни не пожалеем, если случится выбирать!

Что делать сейчас? Надо шагнуть на новую дорогу – ту, что ведёт к Богу. Не оглядываться в прошлое, как бы этого не хотелось. При первой же возможности – на исповедь, глее рассказать всё о себе. Потом – те, кто крещёный, пусть причастятся (через это таинство Бог подает силы жить), и те, кто некрещен – окреститься и потом всю оставшуюся жизнь каждые две недели – к исповеди и причастию. И какие бы падения и события не случались в нашей жизни, все равно не отступать с этой дороги, и каждый день упрямо начинать как последний бой – с молитвы и упования на милосердие и помощь Бога и быть готовым на любые лишения, которые нам выпадут. Всю жизнь взбираться в гору спасения и не мечтать об отдыхе. Если мы протопчем для наших детей дорожку в рай, то им легче будет. И жизнь их будет не так безрадостна и губительна, как сейчас. И не бойтесь, что Вы не сможете так – если дал Вам Бог детей, даст и на детей – и сил, и здоровья, и молитву. Надо только взять их, не отказываясь. А иначе потеряем и ребятишек, и себя. А это страшно. Впереди – вечность!

Дай Вам Бог веры, надежды и любви, а остальное всё приложится.

Категория: Мои статьи | Добавил: Любовь (13.12.2013)
Просмотров: 1894 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]