Мои статьи [17] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблемы воспитания детей и подростков в семье и школе. Так как я одновременно и педагог, и мама, и работаю именно с категорией проблемных ребят, я являюсь представителем сразу трех социальных групп: семьи, образовательных учреждений и проблемных детей. В ходе своей деятельности постоянно сталкиваюсь с проблемами всех трёх перечисленных групп населения, главной из которых является проблема страха друг перед другом и перед государственными и муниципальными органами власти. Люди не верят, что им кто-то может помочь, но убеждены, что если о их проблемах узнают посторонние, то ситуация лишь усугубится. Страхи родителей известны: они обычно дорожат репутацией как самой семьи, так и детей, а теперь стали бояться ещё и изъятия детей из семьи. Например, молодая женщина, ожидающая четвертого ребёнка, в ответ на мои поздравления заплакала: «Боюсь органов соцзащиты – квартира-то у нас однокомнатная, и муж безработный!» Другой пример, родители начинающих токсикоманов после экстренного родительского собрания попросили уничтожить документы с информацией, т. к. боятся огласки: «Если детей поставят на учёт, им потом ни на работу хорошую не устроиться, ни кредит не получить». Опасения школы тоже понятны – образовательное учреждение не решается озвучивать свои проблемы, так как, если о о проблеме становится известно, реакция власти зачастую агрессивна. Например, когда год назад девочка покончила с собой, из прокуратуры в школу, где она училась, поступило указание: «Найти и наказать виноватых». И взыскание объявили зам. по ВР, хотя она, кстати, на редкость хорошо работала. О детях и говорить не приходится. Дети относятся к нам – взрослым – как к какому-то противоположному лагерю, который просто противопоказано посвящать в мир детства. Мы – взрослые – зачастую настолько решительно и необдуманно действуем, что порой ставим ребят в сложнейшее положение. Некоторых ребят настолько жестоко наказывают, что посвящать родителей в детские проблемы просто опасно. В связи с этим в настоящий момент образовались три своеобразных зоны молчания. Но те проблемы, которые возможно решать лишь взаимодействуя друг с другом, в результате не решаются вообще. Они, скорей, усугубляются во времени и пространстве. Для примера приведу несколько из тех проблем, с которыми сталкиваюсь особенно часто. 1. На прошлой неделе в третьем классе по просьбе родителей проводила беседу с детьми. Когда объясняла необходимость принятия решения через подход «выбор между добром и злом», привела такой пример: «ваш товарищ предложил попробовать подышать бензином или клеем, чтобы узнать, что при этом происходит. Как по-вашему, вдыхать ядовитые вещества – это добро или зло для вас?» Дети потянули руки для ответа. Я стала опрашивать их, но вместо ответов на вопрос услышала массу примеров того, как наши третьеклассники регулярно являются свидетелями токсикомании ребят 11-12 лет (под горками на детских площадках, в подъездах и т. д.). То есть токсикомания, с которой мы – взрослые – практически не контактируем, является обыденным явлением в их жизни. Наверняка к 10 годам многие из них попробуют в ней поучаствовать, если уже сегодня семья и школа ничего против этого не предпримут. 2. Другая проблема – блуд. В седьмом классе 3 школы проводила занятие по теме «Формирование семьи». Чтобы выяснить точку зрения детей, в начале урока задала самый невинный вопрос: «В каком возрасте лучше создавать семью?» Дети ответили: «В 30-40 лет». «А детей когда тогда заводить будете?» - изумленно спросила я. «В 25-30» (то есть явно вне брака). «Хорошо, - говорю, - а любовь, ту, которая на всю жизнь, когда обычно встречают?» «Лет в 18-20». «А первый опыт интимного общения: поцелуи, «обнимашки» и даже первая близость – когда?» И тут мнения разделились. Девочки в большинстве назвали возраст 4-5 лет, мальчики – 6-7 лет. И лишь одна скромная девочка подняла руку и тихо шепнула: «10-11 лет». Но ведь, если в раннем детстве сформировалось легкомысленное отношение к межполовым отношениям, они настоящую любовь просто не встретят, годам к 25-30, как и планируют, родят «для себя», а семья так и останется для них на последнем месте. Они уже так себя ведут! Этим летом в лагере девочка Свята, которой было 6 лет, с поцелуями лезла к восьмилетнему мальчику, который единственный из группы подходил ей по возрасту для детских игр (остальные дети были намного старше). Когда я попыталась ей объяснить неуместность её поведения, она посмотрела на меня своими невинными глазами и всерьёз объяснила: «Я люблю его – это мой парень!» Последующие наблюдения за этим ребёнком показали, что она вообще не представляет иных отношений с мальчиками – ни в кубики играть с ними не может, ни в мячик. Боюсь, наши внуки в классических семьях «Папа, мама, братья и сестры» жить не смогут. 3. Проблема организации учебных занятий и качества обучения остро проявила себя в следующей ситуации: в прошлом учебном году в школе 3 был 6 «ж» класс из 17 человек. Ребята проблемные, но т. к. их было немного и уровень их развития и поведения был схож, работа с классом велась достаточно эффективно. В этом году «ж» класс расформировали, укрупнив этими ребятами другие классы параллели. В результате образовательный процесс в этих классах оказался чрезвычайно затруднен. Проблемники из «ж» и сами не учатся, и другим учиться не дают. Справиться с ними сложно, так как классы теперь очень большие и «разношерстные». Качество обучения в прежде благополучных классах резко упало. Но родители имеют право на качественное обучение своих детей. Может, стоит и такие вопросы поднять? 4. А сейчас стихи одного шестиклассника – ученика 1 школы: · Мамы любят цветы-подарки. Мамам надо, чтобы мы умнее стали. В математике и русском лишь бы радовать их надо. Мамам нравится 5 или 3, но не надо двойки. Если вы ушли куда-то, мама будет волноваться… Если вы кадеты, надо маму защищать и любить своею лаской. · Светлана Геннадьевна самая умная девушка на планете по русскому языку. Любит, когда мы получаем 5 или 4. Мы любим её за то, что учит нас… Вижу я в толковом словаре слово за словом. Их так много, тысячи, миллионы, их за день не сосчитаешь. Русский язык хорошая штука, надо уметь ею пользоваться. Любите русский язык и будете чуть умнее – парень чётко знает, что хотят от него родители и учителя. · Дима мелкий козёл. Крыса, ублюдок. Попрошайка, любит просить, не любит давать, любит командовать. · Как жить, надоело мне жить, избивают, обзывают, не уважают, не дружат. Чуть-чуть бы мне дружбы. Хоть чьей-нибудь – вот и проблемы правонарушений и суицида среди подростков. Но главная проблема в том, что взрослые в глазах ребёнка только обеспечивают его материально и требуют успеваемость и хорошее поведение. А с остальными проблемами он должен справляться в одиночку. Может, потому подростковый процент суицида, правонарушений, наркомании и проч. стремительно растёт? Они самостоятельно – как умеют - решают те проблемы, наличие которых мы стесняемся признать. Это лишь небольшой перечень из того, с чем мне постоянно приходится сталкиваться. Об этом знают и родители, и учителя, и руководство. Так может, хватит уже молчать? Давайте наконец честно сформулируем основные проблемы воспитания и попытаемся наметить пути их решения совместно: родители, образовательные учреждения и органы власти. В конце концов, педагогическая цель у нас одна – чтобы дети наши были счастливы.
| |
Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |